Музыкальные стили

MADCHESTER (BAGGY)

В 1988-1992 гг. в британской рок-музыке преобладало новое направление, получившее название madchester (baggy).

Основоположниками этого стиля считаются две манчестерские команды - "Happy Mondays" и "The Stone Roses". Они представили публике смесь танцевальных ритмов acid house и мелодичной поп-музыки с запоминающимися припевами.

Happy Mondays

Happy Mondays

Пресса окрестила этот стиль madchester (так называлась одна из песен "Happy Mondays") и baggy (из-за мешковатой одежды музыкантов - англ. "bag" = "мешок")

"Happy Mondays" создавали свои композиции, соединяя припевы "The Beatles" и "LaBelle" с психоделической танцевальной музыкой. "The Stone Roses" были вполне традиционной гитарной группой с запоминающимися поп-мелодиями.

Несколько лет этот стиль был очень популярен в Британии, но его пионеры плотно подсели на наркотики и вскоре были забыты. Зато madchester дал импульс для развития таких коллективов, как "Blur", "Oasis" и "Pulp".

В стиле madchester (baggy) исполнена песня "Blur" "There Is No Other Way" (альбом "Leisure", 1991 г.).

BRIT-POP

Брит-поп - это разновидность альтернативного рока, для которой характерны яркая мелодия, запоминающийся припев, а также некий "британский дух", даже "англоцентризм" (что и отразилось в самом названии этого стиля).

Брит-поп проявляет себя в разнообразных формах: такие группы как "Blur" и "Radiohead" создают экспериментальную музыку, порой граничащую с арт-роком, группы вроде "Oasis" и "Black Grape" приближаются к рок-н-ролльному или хард-роковому звучанию.

Брит-поп зародился в начале 90-х, и его первооткрывателями считаются "Blur", "Oasis" и "Suede". Юные, энергичные и жаждущие успеха группы пришли на смену презирающим мейнстрим анти-звездным коллективам прежних лет. Брит-поп противостоял мрачному тяжелому звучанию американского гранжа и безликой технологичности электронной музыки. Несмотря на то, что этот стиль зародился внутри независимой инди-культуры, брит-поп был коммерческим движением, и броские запоминающиеся песни пользовались большой популярностью.

Музыкальными истоками брит-попа стали мелодичная гитарная музыка "The Beatles", "The Kinks", "The Who", glam-рок 70-х (David Bowie, T. Rex, "Roxy Music"), панк и новая волна ("The Jam", "Wire", "Madness", "XTC", "The Buzzcocks", "Squeeze", Elvis Costello), альтернативный рок "The Smiths". В этой музыке танцевальные ритмы смешались с вызывающей циничностью панка и психоделическим опытом 60-х, звенящие гитары перекликались с ярко выраженными басовыми линиями. Песни не были депрессивными, они были порой хулиганскими, а порой лиричными; они рассказывали о простых людях и были понятны большинству слушателей, хотя аудитория у каждой группы была своя. Ироничные интеллигентные "Blur" писали песни об офисных работниках и завсегдатаях пабов, высмеивая жизнь в большом городе, брутальные и экспрессивные "Oasis" сочиняли зарисовки из жизни рабочего класса, андрогинные и манерные "Suede" вдохновлялись противопоставлением нищеты и богатства, домохозяек и звезд экрана.

Suede

Suede

В 1993 г. вышел дебютный альбом "Suede", названный по имени группы, в 1994 г. - альбом "Blur" "Parklife", провозглашенный классикой брит-попа, и альбом "Oasis" "Definitely Maybe". Позднее вся Британия следила за знаменитой музыкальной войной между "Blur" и "Oasis".

На волне популярности брит-попа появилось много интересных групп: "Elastica", "Pulp", "Supergrass", "The Boo Radleys" и другие. Однако к 1997 г. стало ясно, что брит-поп переживает период спада. "Oasis" выпустили очень слабый альбом, а "Blur" изменили стиль в направлении альтернативного инди-рока.

Тем не менее, культура брит-попа нашла свое отражение в творчестве многих известных коллективов современности: "Radiohead", "Travis", "Massive Attack", "The Verve" и др. В России и Украине брит-поп оказал большое влияние на творчество таких коллективов как "Мумий тролль", "Мультфильмы", "Океан Эльзы" и др.

Брит-поп стал классикой рок-культуры и вошел в историю как одно из важных направлений в музыке 90-х, оказавших влияние на дальнейшее развитие рока. В 2003 г. в Британии вышел фильм "Live Forever", повествующий о культуре брит-попа. Героями фильма стали группы "Oasis", "Blur", "Pulp" и другие представители этого движения.

В этом стиле исполнено большинство композиций "Blur" из альбомов "Parklife" и "The Great Escape".

BRAT-POP

Во второй половине 90-х сложилось новое музыкальное направление: брат-поп. Считается, что запись в стиле брат-поп должна звучать как можно ближе к живому выступлению группы и производить на слушателя такое впечатление, как будто он находится на концерте. Брат-поп - это экспрессивная музыка с сильной энергетикой.

Однако надо быть очень продвинутым меломаном, чтобы разобраться, чем же все-таки стиль брат-поп отличается от стиля брит-поп… И может быть, придумывание хитрых терминов - не более чем рекламный ход, попытка создания новых музыкальных брэндов? Как бы там ни было, брат-поп вошел в музыкальную историю.

Представители этого движения: "Blur", "Oasis", "Pulp", "Dodgy", Kula Shaker, "The Manics", "Supergrass".

В этом стиле исполнены композиции "Blur": "Parklife" (альбом "Parklife", 1994 г.), "Charmless Man" (альбом "The Great Escape", 1995 г.), "Song 2" (альбом "Blur", 1997 г.).

INDIE

Термин инди (от англ. "independent" - "независимый") объединяет широкий спектр альтернативных рок-направлений. Под это понятие подпадает творчество многочисленных пост-панковых рок-коллективов, сохраняющих свою музыкальную независимость и ценящих свободу самовыражения, а не коммерческую привлекательность музыки.

Инди-рок представляет собой мелодичную и не слишком шумную рок-музыку, не такую мрачную как гранж, но достаточно глубокую и с содержательной лирикой. Инди-поп - это более мягкий и легкий андеграунд. Музыке в стиле инди не чужд дух lo-fi, больше внимания уделяется мелодиям и лирике, а не качеству звука. Но инди не поддерживает жесткое звучание хард-рока и нигилистическое хулиганство панка.

Среди родственных музыкальных жанров можно назвать: alternative pop / rock, grunge, post-grunge, industrial, jangle-pop, lo-fi, neo-psychedelia, psychobilly, brit-pop, experimental, punk-rock, funk metal, rap-metal и др.

LO-FI

Изначально термин lo-fi (англ. "low fidelity" - "низкое качество") был характеристикой качества записи музыки, т.е. совершенства звуковой аппаратуры. Но в 90-е годы этим термином стали обозначать особый музыкальный стиль.

Рок-н-ролльщики 60-х просто не имели возможности записывать музыку в дорогих студиях, и поэтому пользовались самыми примитивными средствами.

Но некоторые музыканты стали намеренно использовать допотопную аппаратуру, чтобы создать эффект "самодельной" музыки. Так, "The Rolling Stones" некоторые гитарные партии песни "Jumping Jack Flash" записывали на кассету, добиваясь сырого и искаженного звучания.

В 70-х панки стали называть такую музыку D.I.Y. (от англ. "Do It Yourself" - "Сделай Сам").

В 80-х многие рок-музыканты специально записывали свои песни на непрофессиональных четырехдорожечных магнитофонах, с грязным звуком, с наслоениями искажений и шума, с приглушенным вокалом, порой не попадая в ноты. Кто-то считал, что высокие технологии убивают бунтарский дух рок-музыки, и отвергал все преимущества студийной записи. Кроме того, зачастую и внешний вид музыкантов соответствовал их неприятию "глянцевой" современности: дырявые джинсы, нелепые футболки и прочие вещи с распродаж старья.

Обложки дисков имитировали наивное детское творчество. Мода на примитив превратилась в своеобразную эстетику и даже стала отдельным направлением в искусстве.

Мировое признание стиль lo-fi получил в начале 90-х - с успехом калифорнийской команды "Pavement", настоящих бунтарей, гордившихся своим хулиганским имиджем и анти-промоушеном.

Сейчас под музыкой в стиле lo-fi подразумевают также различные варианты лёгкой небыстрой лаунжевой музыки, как-то: собственно лаунж (lounge), nu jazz, downbeat, downtempo, atmospheric и др.

Наиболее яркие представители стиля lo-fi: "R.E.M.", "Pavement", "Sebadoh", "Guided By Voices", Liz Phair, Beck.

В стиле lo-fi исполнена композиция "Blur" "Caravan" (альбом "Think Tank", 2003 г.). Из более ранних творений можно назвать композиции "Song 2", "You're So Great" (альбом "Blur", 1997 г.).

Сольный альбом Дэймона "DemoCrazy" (2003 г.) также исполнен в стиле lo-fi (он записывался на четырехдорожечном магнитофоне в гостиничных номерах).

Автор статьи: Elena



Поделитесь этой информацией с друзьями: