Blur: Think Tank

Благодаря странному стечению обстоятельств мы имели возможность посетить мастер-класс на тему: «Как надо и как не надо делать долгую карьеру в шоу-бизнесе». Джарвис вернулся в новом облике «Relaxed Muscle», «Radiohead» выпустили альбом, который, к сожалению, занимает все то же самое место в музыке, что и два предыдущих альбома, «Oasis» восседает верхом на мире как страдающий от артрита колосс, и вот… появились «Blur»!

«Blur» всегда славились тем, что с каждым новым альбомом делали шаг вперед, у них была новая «концепция» для каждой их записи, и это всегда делало их объектом подозрений для сторонников «чистой» рок-музыки. Однако на сей раз изменения были вынужденными, поскольку группу покинул Грэм Коксон, и новая «концепция» связана не с отцовством Албарна (как с издевкой заявила Джастин Фришманн – действительно, так можно было бы сказать о «Gorillaz»), а с Африкой и позицией анти-звездности.

«Gorillaz» продали миллионы записей, несмотря на то, что Дэймон даже не показывал своего лица. И поэтому «Blur» заявляют, что презирают шоу-бизнес, основанный на представлении самих себя как поп-идолов. Это имеет смысл, если противопоставить сегодняшних «Blur» таким вездесущим поп-звездам как Виктория Бэкхем или тем секс-символам, которыми «Blur» были в прежние времена. Однако это так напоминает задиристых рокеров семидесятых, которые нормальные приемы шоу-бизнеса (ротация в Top Of The Pops, выпуск синглов) считали чем-то недостойным. Так, «Blur» даже не появляются в видеоклипе на песню «Out Of Time» - наиболее представительного из своих новых синглов, трогательной вещицы «на века»; двум великолепным балладам «Blur» дают названия «Good Song» и «Sweet Song»; а альбом открывает трек «Ambulance», который с первых звуков напоминает что-то из ужасного «Heathen» Дэвида Боуи. «Мы могли бы сделать поп-альбом» - говорят «Blur», - «но это было бы слишком просто».

Увы! Но несмотря на то, что Дэймон удалил из нового альбома два «потенциальных радио-хита», потому что они «не соответствуют» (а скорее всего – потому что он приберег их для «Gorillaz»), «Think Tank» вполне доступен для понимания и приятен, хотя зачастую вы чувствуете намерения его создателей. Пусть «Jets» – это совершенно сумасшедший авангардный джаз, пусть в «Crazy Beat» «Blur» вместе с Норманом Куком напоминают четырех старых перцев, зачем-то припершихся на дискотеку, а другой трек, спродюсированный Норманом – «Gene By Gene» - это легкий поп-джем (и вряд ли его название имеет отношение к первому детищу Лайэма Галлахера). Но есть другая, летняя, африканская сторона альбома – например, «Caravan» и «On The Way To The Club», которые позволяют насладиться изяществом и таинственностью музыки, растворяя все циничные замечания первого впечатления.

«А вот и я!» - это завершающий трек «Battery In Your Leg», единственная песня, в создании которой участвовал Грэм Коксон. «Я не могу ни на кого положиться, я сломал все кости» - слабым голосом поет Дэймон, и звон гитары Грэма, мрачной, как никогда, почти полностью перекрывает это пение. Весьма подходящая и трогательная эпитафия.

Никто не знает, что будет дальше, и есть ли смысл в амбициях «Blur». И все же, несмотря ни на что, «Think Tank» – это успешный альбом, это запись, которая не впечатлит фанатов «Strokes», но которая в очередной раз демонстрирует творческую искру «Blur», не потускневшую даже тогда, когда закончились их прежние музыкальные сражения. В конце концов, сегодня «Blur» нужно слушать.

Алекс Нидхем, Dotmusic, 2003 г. Перевод: Елена