Think Tank

Когда "Blur" начали запись своего седьмого альбома "Think Tank", сложилась очень странная ситуация. Напряженные отношения между вокалистом/сонграйтером Дэймоном Албарном и гитаристом Грэмом Коксоном достигли точки кипения после успеха Албарна с его сторонним танцевальным проектом "Gorillaz". Этот успех утвердил лидирующие позиции Албарна в группе, все члены которой имели разногласия с мрачным протрезвевшим Коксоном, чьи сольные записи упрямо предназначались им только для небольшой аудитории.

Если верить многочисленным публикациям в прессе, последней каплей стала инициатива Албарна пригласить Fatboy Slim'а в качестве продюсера для работы в Марокко (трудно даже написать это без ухмылки). Это и привело к немедленному отъезду Коксона и к рождению амбициозного недоразумения, именуемого "Think Tank". Учитывая влияние "Gorillaz" и Fatboy Slim'а (который, несмотря на шумиху, в итоге спродюсировал только два трека), легко было предположить, что Албарн пытается записать с "Blur" очень "тяжелый" танцевальный альбом, что не вполне правильно, так как группа всегда специализировалась на альтернативной танцевальной музыке.

Однако разница заключается в подходе. Раньше "Blur" обычно использовали диско и хаус-бит в качестве основы (например, в "Girls and Boys" и "Entertain Me"), теперь они заимствуют основу современной танцевальной музыки, опираясь на атмосферу больше, чем на саму песню и структуру, - что выглядит как ирония, так как раньше группа всегда отличалась в песне и структуре. В пост-коксоновской эре все это отброшено, поскольку Албарн концентрируется на дешевом электронном арт-роке.

И несмотря на участие в записи басиста Алекса Джеймса и Дэйва Раунтри, музыка Албарна атакует вас, - таково развитие событий (возможно, неизбежное), которого втайне боялись даже самые преданные сторонники "Blur", ведь это могло разрушить группу, - так и происходит. Почему? Потому что талант Албарна жить не может без сотрудника. У него есть грандиозные идеи, но ему нужна помощь не только для того, чтобы их воплотить, но и просто для того, чтобы разобраться, какие идеи действительно хороши.

Проблема в том, что Албарн - это харизматическая личность благодаря своему остроумию и симпатичной внешности; до сих пор кто-то - Коксон, Стивен Стрит, Дэн Автоматор - сдерживал его, а теперь, когда он добился достаточного успеха, он убежден, что может делать все самостоятельно. Так что "Think Tank" - это шоу Дэймона, демонстрирующее, что король-то голый! Замечательно продуман начальный гамбит "Ambulance" и "Out of Time" - первый трек с великолепной аранжировкой, необычайно сочной по настроению; второй трек - приглушенная, меланхоличная элегия, напоминающая "To the End" и "Tender", хотя она не столь же хороша. Но остальные треки альбома напоминают би-сайды "Blur", начиная с альбома "Parklife" и заканчивая альбомом "Blur", с икающими звуками синтезатора и извилистыми инструментальными партиями, но без чувства построения песни и с менее богатыми аранжировками (кстати, в затянутой коде с импровизированной саксофонной партией нет ничего экспериментального; дешёвый трюк).

Даже те песни, что звучат получше, чем би-сайды, очень страдают из-за отсутствия Коксона: например, нежный трек "Good Song", который построен на рисунке, сыгранном на акустической гитаре и записанном через Pro-Tools. Это иссушает эмоции, тогда как игра Грэма позволила бы песне дышать. Жуткий трек "Battery in Your Leg" пожирает свой собственный хвост из-за герметично запечатанной аранжировки.

Все эти проблемы происходят из-за одной простой вещи - теперь у Албарна нет никого, кто мог бы бросить ему вызов, и он невольно выпускает альбом полусырых демоверсий и незаконченных би-сайдов. И это не результат музыкального деградации, это - звук "Blur" без изюминки, без мелодичности и даже без духа приключений. Несомненно, было бы легче принять "Think Tank", если бы он был просто сольным альбомом Дэймона Албарна, но от этого волосы встают дыбом. Паршивый альбом есть паршивый альбом, независимо от того, кто в этом виноват.

Стивен Томас Эрлвайн, allmusic.com, 2003 г. Перевод: Елена, Tair