Вне этого мира

Алекс Джеймс рассказывает о своем участии в проекте поиска жизни на Марсе.

Я не знаю, узнал ли он меня, - возможно, что узнал, - но я-то точно знал, кто такой Колин Пиллингер [Colin Pillinger], в тот момент, когда его увидел. Я слушал его рассказ о метеоритах, это было в полночь на Открытой Университетской программе. Первое, что он сказал: "Вот кусочек Марса". Затем он усмехнулся и вытащил что-то из своего кармана. Пока мы пытались рассмотреть этот кусочек поближе, он спрятал его и сказал: "Мы должны приземлиться на Марсе в 2003". Это было лучшее, что я слышал.

Так начался фантастический фильм, роль в котором не купишь за деньги. Кто знает, чем он закончится? За пару недель до этого Дейв (барабанщик "Blur") и я напились в Лос-Анджелесе и звонили нашему бухгалтеру прямо из джакузи, чтобы сказать, что мы хотим начать космическую программу. Потом у нас было две встречи, и мы попали в Милтон Кейнес [Milton Keynes], где у нас перед носом махали кусочком Марса. Это было именно так, как нам и хотелось.

Удивительно, куда только вы можете беспрепятственно попасть, если являетесь членом известной группы - практически куда угодно, только нужно сделать несколько звонков. Знаменитость - это волшебный эликсир маркетинга. В киноиндустрии звездные имена гарантируют финансовую поддержку фильма, точно так же и Колин использовал имя "Blur" в своей миссии.

У космического корабля должен быть уникальный сигнал-подтверждение, по которому, как по отпечатку пальца, можно отличить корабль от других космических средств в этом участке вселенной. Сигнал должен прийти с поверхности Марса, чтобы подтвердить удачную посадку корабля. "Blur" взялись составить такой сигнал: "Beagle 2" является последовательностью из девяти нот, основанной на свободном гармоническом ряде, изобретенном отцом Дэймона Албарна. Но это уже другая история.

Главная проблема современной науки состоит в том, что люди не интересуются ею. Жизнь на Марсе - ну давайте же, ПРОСНИТЕСЬ! Только мертвого это не заинтересует! Ведь это подобно Святому Граалю современной науки! Грядущие полеты в космос, когда мы находим жизнь на Марсе! Передо мной открылся невиданный ранее прекрасный новый мир. Я оказался на чаепитиях в Mansion House; я рассматривал метеориты в подвале Музея Естествознания в Кенсингтоне [the Natural History Museum in Kensington]; я посещал лаборатории в Кембридже и присутствовал при странных разговорах о метановых океанах на спутниках Сатурна.

Денег не было, но у нас была модель марсохода, похожая на Blue Peter. Мы окрестили корабль именем "Beagle 2" в память о Дарвине. Возникают ассоциации с великими мореплавателями прошлого. 300 лет назад путешествие в Австралию занимало три месяца, и, вероятно, такая же апатия охватывала тех, кому предстояло совершить открытия. Космос сегодня, как когда-то океан, - граница неизведанного. Исследования требуют долгосрочных инвестиций, но отдача от них потенциально бесконечна.

Колин перенес модель в дом Дэмиена Хеста [Damien Hirst]. К работе над проектом были привлечены самые великолепные умы из сорока разных университетов. Как и Колин, Дэмиен имеет власть над мышлением людей. Это он поместил искусство в бульварные газеты, он всегда шел впереди, вдохновляя людей быть художниками. Он сделал искусство крутым. Колин Пиллингер мог стать человеком, который сделал бы то же самое для науки.

Дэмиен был покорен и сообщил обо всем Чарльзу Саачи [Charles Saatchi], а тот, в свою очередь, предложил свои услуги. Это должно было быть первое космическое путешествие, финансируемое частным образом. Планировалось получить деньги от продажи рекламных мест на "Beagle 2", как это делается на гонках Формулы 1. Обычно ученые конкурируют друг с другом за ограниченное количество грантов и от этого звереют, но при работе над этим проектом конкуренции не было.

В наше время пустой болтовни, бесцветных бойз-бэндов и телевизионных реалити-шоу наконец-то появилась история для разочаровавшегося: смелые поиски истины, которые затеяли британские знаменитости.

Встреча с творческими людьми, имеющими полностью противоположные взгляды на мир, для меня была столь же полезна, как и непосредственное участие в проекте. Возможно, самое большое достижение Колина - не то, что он организовал полет на Марс, а то, что он объединил науку, изобразительное искусство и музыку и заставил их работать вместе. Все мы тогда поняли, что это - настоящая жизнь.

Алекс Джеймс, The New Statesman, 15.12.2003 г. Перевод: Елена