История Blur. Sweet ninety's

Чего только не случилось в 90е годы XX века! Хип-хоп вырвался из темных американских кварталов; стиль диско подрос и превратился в довольно-таки интересную танцевальную музыку; а уж про разных там рок- и поп-звезд и говорить нечего! А еще в 90е годы случился брит-поп, которые до сих пор не может умереть, как бы не убивали его сами создатели. "Современная жизнь — отстой", что тут поделаешь...

Говорят, что Blur придумали брит-поп. Говорят, что Blur стали могильщиками брит-попа. Братья Галлахеры говорят... впрочем, они все время что-то говорят, возможно, когда-нибудь мы будем говорить и о них, но именно сегодня разговор пойдет не о братьях, а о двух друзьях, которых впоследствии стало четверо.

Лет так... двадцать назад в непримечательном городке Колчестере, графство Эссекс, поссорились два одиннадцатилетних мальчика — Деймон Албарн и Грэм Коксон. Впоследствии детки обнаружили, что ходят в одну и ту же школу, поют в одном и том же хоре, короче говоря, ничто не мешало им надолго подружиться. Мальчикам нравилась одна и та же музыка, причем настолько, что они были бы не прочь к ней приобщиться. Да и не так уж далеки они были от этого: родители Деймона — Кейт и Хейзел Албарн — в недалеком прошлом были хиппи, а Кейт еще и играл в свое время знаменитой группе Soft Machine; отец Грэма был военным и помимо всего прочего играл в биг-бэнде. Деймон учился играть на фортепиано и некоторое время на скрипке. Грэма отец обучил игре на саксофоне, но самому мальчику больше по душе была гитара — в общем, родители не стали противиться тому, что в старших классах школы их сыновья создали группу Circus.

Школа есть школа, и она когда-нибудь заканчивается. Вот тут-то друзья и разошлись — Грэм поступил в Гоулдсмитский колледж искусств в Лондоне, а Деймон — в школу актерского мастерства. Правда, в школе актерского мастерства он не прижился, так что пришлось молодому человеку поступать в Гоулдсмит на заочные курсы, подрабатывать курьером в какой-то студии звукозаписи, а по ночам все в той же студии звукозаписи пытаться создать что-нибудь стоящее, пользуясь халявной аппаратурой. Вскоре к Деймону присоединился Грэм и его новый друг-басист Алекс Джеймс, который обозвал музыку дуэта Албарн-Коксон "полной чушью", после чего был с радостью принят в создающуюся группу. Теперь в коллективе не доставало ударника, но Дэйв Роунтри (все из того же Гоулдсмита!) не заставил себя ждать. Новоявленную группу парни обозвали Seymour и отправились по лондонским клубам — искать счастья.

Seymour играли странную музыку — арт-рок и почему-то с большим влиянием творчества Бертольда Брехта. Впрочем, скорее всего, именно из-за того, что группа отличалась большой оргинальностью, в ноябре 1989 ей заинтересовался глава фирмы Food Records Энди Росс. Группе предложили контракт, который был подписан в марте 1990. В это время у Грэма и Алекса были выпускные экзамены, впрочем, друзья предпочли о них забыть. Одним из условий контракта являлась смена названия. Перебрав большое количество довольно странных названий (например, Shining Path или Sub Whirlpool), было выбрано название Blur.

Музыка Blur соединяла в себе множество самых различных элементов традиционной современной британской музыки с психоделическими экспериментами Pink Floyd и шумовыми экспериментами My Bloody Valentine. Первый сингл команды — "She's So High" — вышел в октябре 1990 года, заняв 48-е место в хит-параде Великобритании и собрав множество похвал критиков, хотя и был всего лишь записью своего времени. Конец года группа провела, играя концерты в небольших залах, подтверждая звание концертной группы. В апреле 1991 вышел второй сингл "There`s No Other Way". Он достиг 8-го места в хит-параде, но ничего нового не показал. Тем не менее 8-е место привело к приглашению группы на престижное британское музыкальное шоу Top Of The Pops. После этого группу знала уже вся страна.

Третий сингл — "Bang" — вышел в июле 1991. Он стал именно той записью, которой не хватало для продвижения группы к вершине шоу-бизнеса. Критики и слушатели приняли "Bang" на ура. Сингл поднялся на 24-е место в хит-параде.

Дебютный альбом "Leisure" не заставил себя долго ждать и вышел в августе 1991 года. В первую очередь он отличался стилевым разнообразием — в нем слышатся отзвуки американского гранджа ("Slow Down"), космические эффекты а-ля My Bloody Valentine ("Repetition"), заурядные попсовые темки тоже находят свое место ("Bad Day"). Однако с уверенностью можно было сказать, что профессионализм музыкантов по сравнению с первыми пробами заметно возрос. Так последняя песня "Wear Me Down" заметно выделяется тяжелыми гитарными риффами, наложенными на классическую простую поп-мелодию. Также хороши композиции "Birthday" и "Sing". Альбом пользовался популярностью у публики, в результате чего поднялся до 7-го места. 1992 год, пожалуй, был для группы одним из самых тяжелых в творческом плане. Начался он с выпуска "Popscene" — четвертого сингла, не вошедшего ни в один из альбомов. Сингл добрался лишь до 32 места в британских чартах. Казалось, Blur после почти годового перерыва не воспринимались публикой.

Немного скрасил обстоятельства тур по Японии, прошедший с успехом, которого в этой стране не знала ни одна из английских групп со времен Beatles. Зато по возвращении на родину, группу ждала масса неприятных сюрпризов. Во-первых, черновые записи для нового альбома, который должен был продюсировать Энди Партридж, загадочно исчезли. Во-вторых, все деньги, которые группа получила за свой дебютный альбом, "испарились". Музыкальные неудачи привели к тому, что участники группы запили и ударились в наркотики. В скором времени они стали появляться в нетрезвом виде на концертах, от чего страдало их качество, а еще позже Деймон обзывал музыку, которую играют Blur, "самым настоящим отстоем" и говорил поклонникам, пришедшим на концерт, чтобы те шли домой. В конце концов терпению звукозаписывающей компании Food пришел конец, и она предъявила ультиматум: или музыканты возьмутся за голову, или контракт будет расторгнут. Участники группы приняли правильное решение, слегка подлечились от пьянства и серьезно занялись изменением имиджа. Засев в студии до поздней осени 1992 года, к началу нового они уже записали достаточно материала для нового альбома. Вышедшая пластинка получила название "Modern Life Is Rubbish", то есть "Современная жизнь — отстой". Деймон утверждает, что столь емкое изречение было написано баллончиком в одном из тех мест, где собираются лондонские панки, хотя, кто знает? Деймон вполне мог и сам это написать.

В жанровом плане "Modern Life Is Rubbish" тоже удивляет разнообразием. Здесь легко узнается и современный блюз ("Miss America"), и арт-панк ("Advert"). Нашлось место для мелодичных баллад ("Blue Jeans"), глэм-роковых пассажей ("Chemical World") и праздничных ("Sunday Sunday" и "Resigned"). Но, несмотря на такое "дикое" смешение стилей, альбом все-таки звучит целостно. Сразу же после выхода он занял 15-е место в британском хит-параде. Всю осень 1993 года группа провела в турне по Британии, а выступление на Reading Festival окончательно утвердил их популярность. Так состоялось возвращение Blur.

Настроение группы не было омрачено даже тем, что звание группы года досталось не им, а новичкам Suede, поэтому в ноябре 1993 Деймон Албарн сотоварищи вернулся в студию — записывать материал для следующего альбома. "Parklife" чем-то напоминал "Modern Life Is Rubbish", был написан о житейских проблемах обычных англичан и — пользовался необычайным успехом. Он даже вытеснил альбом Pink Floyd "The Division Bell" с первой строчки британского хит-парада, а это значит достаточно много.

"Parklife" завоевал невероятное количество призов и титулов, признавался многими странами и различными музыкальными изданиями лучшими в году. Исключением стали лишь США по вполне понятным причинам, но, все равно, погибнуть бы Blur в расцвете молодости под тяжестью заслуженных наград, если бы не заманьячили на горизонте новые конкуренты — братья Oasis. Драчуны и скандалисты Лиам и Ноэл, привыкшие отбирать лавры у знаменитых предшественников. Разве могли два брата из Манчестера, которые завоевали своей группе звание "новых Beatles", пропустить то, что все награды собирает какая-то непонятно-пчхиходелическая группа с расплывчатым названием (ну, возможно, и могли бы, но это же братья Галлахеры, вы понимаете...)?! Нет, отвечают они, не могли, да и не хотели. И не хотим сейчас.

Великая бритпоповская война началась с обоюдных обзывательств: Ноэл Галлахер в интервью New Musical Express пообещал "сделать Blur", на что Деймон Албарн обозвал Лиама "этим, как его... солистом группы "Status Quo". Через некоторое время Ноэл опрометчиво пожелал Албарну и Джеймсу "побыстрее помереть от СПИДа", после чего ему публично пришлось извиняться и перед Blur, и перед ВИЧ-инфецированными...

Пока нервные братья занимались обзывательствами, Blur записали новую пластинку, назвали "The Great Escape" и выпустили в мае 1995 года. Этот альбом стал настоящей проверкой на прочность. И снова он получился достаточно целостным, несмотря на стилевое разнообразие входящих в него песен. Открывается он достаточно тяжелой и мощной "Stereotypes". Следом идут достаточно коммерческая и попсовая, но тем не менее заводная "Country House", романтическая "Best Days" и по-мальчишески озорная "Charmless Man" (которая, по слухам, посвящена Бретту Андерсону). Партии духовых инструментов придавали неповторимую свежесть "Fade Away". Забавная "Top Man" сменялась достаточно серьезной, с великолепным, временами почти симфоническим звучанием "The Universal". Далее шли настолько разноплановые песни, что просто диву даешься: как их можно было всунуть в один альбом, да еще так, чтобы они настолько сочетались? Роковая печальная баллада "He Thought Of Cars", дразнящая своей мандолиной "Ernold Same", почти панковая "Globe Alone" и завершающая "Yuko And Hiro", в которой с трудом различимая мелодия поверх укрыта плотным "одеялом" электронных наворотов. Мощно, ничего не скажешь. Осознавая это, Алекс Джеймс заявил, что с этой программой они завоюют и Америку. Однако та не далась, хотя "The Great Escape" прокатился по миру, сопровождаемый волной успеха.

С другой стороны, он остался несколько в тени в виду превосходившего его успеха Oasis с их вторым альбомом "(What's The Story) Morning Glory?". Как тут не продолжиться войне! Причем, воевали уже не только участники групп (их война до смерти напоминала игру на публику), но и их поклонники. Синглы Oasis "Roll With It" (Creation) и Blur "Country House" (Food) вышли в прокат одновременно. New Musical Express посвятили этому бою почти что полномера, громко вопрошая — чей же сингл пробьется на вершину хит-парадов? Поклонники Blur оказались настойчивее — "Country House" попали на первое место чартов, "Roll With It" — на второе. Но ситуация была исправлена вручением Oasis наград престижных Brit Awards. В конце концов команды подустали от непрекращающихся боев и начали 1996 год с извинений. Oasis продолжали свое победоносное турне, а Blur начиная с мая принялись за работу над новым альбомом, которая к ноябрю была уже завершена, но музыканты решили на деле доказать, что их больше не волнует конкуренция с Oasis, и определили дату выхода альбома 20 февраля 1997 года.

Пластинка вышла без названия, просто "Blur" и все. Это творение оказалось просто непредсказуемым — Blur заметно потяжелели и одновременно с этим в их музыку пришли странные, очень массивные, но в то же время очень захватывающие мотивы ("Theme From Retro", "Death Of The Party", "I'm Just A Killer For Your Love"). Но в то же время команда осталась узнаваемой, с долей своей неповторимой несерьезности ("Look Inside America"), а второй трек "Song2" наконец-то принес группе признание в США. Необходимо отметить и особое усердие Грэма Коксона в игре на гитаре, в результате чего она издавала немыслимые звуки. Помимо похвал музыкантам, добрые слова хочется сказать в адрес продюсера Стивена Стрита, который смог придать своеобразное звучание как альбому, так и голосу Деймона Албарна. В результате все получилось громко, мощно и достойно.

В начале 1998 года в студии Албарна "13" была начата работа над новым альбомом группы. Музыканты сразу отказались от услуг Стивена Стрита, который продюсировал все альбомы Blur до этого. Они посчитали, что научились у него всему, чему могли. Нужно было что-то менять. Еще не подыскав продюсера, они решили записать три песни с Уильямом Орбитом, с которым они познакомились благодаря его ремиксам песен группы для сборника "Bustin & Dronin". Работать с ним было настолько интересно, что, в конце концов, решили продолжать вместе до конца. Впервые за время существования группы музыканты записывали все вместе, подолгу импровизируя в полном составе. Надо отдать должное таланту, работоспособности и фанатизму Уильяма Орбита, который записывал все, включая перерывы на чай, а затем часами просиживал, прослушивая горы всего этого, отбирая самое лучшее.

"13" весь пронизан темой расставания Албарна, который является основным автором песен групп, с вокалисткой Elastica Джастин Фришманн. Этим во многом объясняется его депрессивный характер. Причем налицо необычная эволюция Албарна как автора текстов. Если обычно музыканты сначала пишут песни о чем-то личном и лишь потом переходят на какой-то более глобальный уровень, то у Дэймона все наоборот: он начал с общего и теперь пишет песни о личных чувствах и переживаниях. Альбом достаточно тяжел по настроению, но, если провести линию роста Blur как исполнителей, начиная "Leisure" и заканчивая "13", обнаружится, что "13" должен был быть создан именно так, как он создан и никак иначе. Клип на песню "Coffee & TV" — единственную, напоминающую старый Blur — получил награду MTV как за лучшее видео года. Несколькими месяцами раньше у Албарна и его новой подруги, художницы Сьюзи Уинстенли, родилась дочь Мисси.

В 2000 году Blur, напугав всех поклонников, выпустили сборник "The Best Of", в который, помимо уже известных песен, вошел новый сингл — "Music Is My Radar". Некоторое время о Blur ничего не слышно.

Зато появляются Gorillaz — абсолютно электронные персонажи, концерты которых проходят в двухмерном режиме, поют они, впрочем, тоже, совершенно двухмерно.

Кто-то, очевидно, очень хотел спрятаться за маской рисованного героя, но пытливое ухо меломана почти сразу признало в вокале мультяшного солиста 2-D манеру пения Деймона Албарна. Фанаты Blur начали возмущаться — как мог серьезный музыкант, неплохой певец и такой симпатичный человек побриться налысо и создать абсолютно коммерческий виртуальный проект, да еще умудриться в очередной раз связать на одной пластинке абсолютно дикое сочетание стилей (панк, даб, глэм-рок, грандж, хип-хоп, танцевальная музыка).

Да что фанаты — Грэм Коксон пообщеал Деймону поссориться с ним навсегда, если тот не бросит своих мультяшек и не займется серьезной работой.

Но Деймон оказался не промах — оставив Gorillaz сниматься в фильме про себя любимых, он связался с компанией Oxfam и уехал в Мали — общаться с африканскими музыкантами. Вернулся он с 40 часами этнической "серьезной" музыки за плечами и тоннами философских мыслей в голове. Результатом поездки стала пластинка "Mali Music" и, каким бы необычным этот проект не являлся, на диске записана по-настоящему серьезная музыка.

Записав еще несколько саундтреков и поучаствовав в акции, направленной против войны в Ираке, Деймон, наконец, вроде бы утихомирился, разыскал товарищей по группе и занялся новым альбомом. Правда, обнаружилось, что группа потеряла одного из своих участников — Грэма Коксона. История его ухода покрыта мраком, известно то, что в записи нового альбома (которая проходила в Марокко) он не участвовал, а записывал собственный сольник (между прочим, четвертый по счету!) The Kiss Of Morning. Так что на седьмом альбоме Blur, который назвали Think Tank, гитару Коксона можно услышать только в последней песне — Battery In Your Leg (надо сказать, что звучит она превосходно!).

Альбом Think Tank очень удивил поклонников Blur. На его звучание оказали влияние и Gorillaz, и африканская музыка, и отцовство Дэймона, и уход Грэма, и продюсер Норман Кук… Он, как и прежние творения этой группы, собрал в себе песни различных направлений и, в отличие от предыдущих альбомов, производит немного дикое впечатление. Но на самом деле, это очень оригинальный, необычный и новаторский альбом (а не пьяный бред Дэймона Албарна, как это может показаться).

Самым приятным для российских поклонников Blur оказалось то, что, составляя список концертов, которые должны состояться после выхода нового альбома, группа включила в него два концерта в Москве, в ДК Горбунова — 24 и 25 сентября 2003 года. Концерты прошли великолепно, публика осталась довольна. Место ушедшего Коксона занимал экс-гитарист и клавишник группы Verve Саймон Тонг. По большей части, поклонники Blur боялись того, что их любимая группа посвятит большую часть концерта материалу нового альбома, но их опасения не подтвердились. Песни с Think Tank шли отдельным блоком, а основную часть концерта составляли старые, привычные и полюбившиеся поклонникам композиции. А исполняя We've got a file on you Деймон Албарн даже спел строчку (из которой, собственно, и состоит вся песня) по-русски. В общем, концерт Blur оказался действительно грандиозным событием в жизни российских бритпоперов.

Но вот отгремели концерты, Think Tank оказался расслушанным фанатами вдоль и поперек, Коксон в группу так и не вернулся, Алекс Джеймс женился и "родил" сына Джеронимо… Дэймон Албарн закрылся в собственной студии и записал сольный альбом Democrazy, который даже не вышел на широкий музыкальный рынок — видимо, Дэймону в последний момент совсем стыдно стало за неприкрытый лоу-фай…

Жизнь течет тихо и размеренно.

"Отсеявшийся" Коксон записывает альбом Happiness In Magazines, продюсируемый Стивеном Стритом, и воспитывает дочь Пеппер.

Космический спутник Beagle 2, который должен был донести до Марса песню Blur, неожиданно пропадает с радаров в неизвестном направлении…

Каждую секунду что-то происходит.

Может быть, в следующую секунду в гениальной голове Деймона Албарна родится мелодия, которая положит начало новому, абсолютно непредсказуемому альбому Blur, или — кто знает? — какого-то очередного музыкального проекта… Будем надеяться и ждать.

Все-таки, современная жизнь — это…

Автор: Seymour



Поделитесь этой информацией с друзьями: