История группы Blur. Часть 1: Бритпоп

I don`t need anyone,
But a little love
Would make things better...
("Bang")

Группа Blur "родилась" в Лондоне в 1989 году, когда никому еще не известные музыканты обсуждали детали своего первого контракта со звукозаписывающей компанией.

Но впервые знаменитая четверка собралась вместе в группе под названием Circus (подробнее об этом периоде читайте в биографии Дэймона Албарна.

Через некоторое время группа стала называться Seymour (по имени Сеймура Гласса, персонажа книги Сэлинджэра).

Летом 1989 г. в прессе впервые появилась заметка о выступлении группы "Seymour".

Damon Albarn

Damon Albarn

Журналистом, написавшим заметку об их творчестве, был Лео Финлей (Leo Finlay) из "Music Week / Sounds". Он назвал их выступление «удивительно напряженным и образным». В первом обзоре группа была названа "Feymour", т.к. статья была записана на диктофон.

Группа выслала Энди Россу (Andy Ross), главе лейбла "Food Records", свои демо-записи, а в ноябре того же года Росс приехал посмотреть на живое выступление группы и был весьма впечатлен. И вот лейбл "Food Records" предложил группе подписать контракт; участники группы и представители лейбла - Энди Росс и Дэвид Балф (David Balfe) - встретились в одной из лондонских пиццерий и обсудили условия контракта. "Food Records" выдвинул два требования: Дэйв должен прекратить носить свои пижамные штаны на выступлениях и группа должна выбрать имя, более пригодное для раскрутки. Перебрав несколько названий типа "The Shining Path", "The Government", "Sensitize" и "Whirlpool", ребята остановились на имени "Blur". Энди Росс сказал, что это имя звучит «довольно артистично, и в то же время не мрачно».

Официально контракт с лейблом "Food Records" был подписан в марте 1990. Группа начала тур по Британии, в прессе появлялись отзывы, причем не всегда положительные.

1 октября 1990 года группа "Blur" выпустила свой дебютный сингл "She`s So High" (любимая песня Энди Росса). Сингл оформлялся калифорнийским художником Мелом Рамосом, и на обложке красовалась обнаженная женщина верхом на гиппопотаме. "NME" и "Sounds" выбрали этот диск "синглом недели". Песня попала на 48 место официального чарта Gallup и на 2 место инди-чарта the Streets Ahead. Вскоре появился психоделический клип на эту песню.

Менеджером группы стал Майк Коллинз.

В декабре 1990 г. "Blur" работали в студии над записью новых песен, но работа продвигалась не очень хорошо. Спасение пришло в лице продюсера Стивена Стрита (Stephen Street), который увидел первый клип ребят и захотел поработать с ними. Со Стритом "Blur" записали две новые песни: "Come Together" и "There's No Other Way". Вторая песня была задумана как "проходная", но Стрит настоял на том, чтобы усилить стиль "baggy" и превратить песню в танцевальный инди-трек. Результат превзошел все ожидания, и песня была выбрана как второй сингл.

Второй сингл "There Is No Other Way" вышел 15 апреля 1991 года и достиг в британских чартах 8-го места. "Blur" впервые попали в хит-парад "Top Of The Pops", музыкальная пресса превозносила группу.

Алекс, Дэйв, Дэймон, Грэм

Алекс, Дэйв, Дэймон, Грэм

Следующим хитом стал сингл "Bang", выбранный "NME" "синглом недели". Однако в чартах он достиг только 24 места.

"Blur" начали работу в студии над своим дебютным альбомом. Дэймон стал встречаться с Джастин Фришманн (Justine Frischmann), гитаристкой группы "Suede".

Первый альбом группы "Blur" вышел в августе 1991 г. и назывался "Leisure". Он включал двенадцать песен, в том числе "She's So High", "There's No Other Way" и "Bang". Альбом достиг 7 места в чарте Gallup и 2 места в чарте MRIB. Это был неплохой альбом, однако еще рано было говорить о том, что в Британии появилась новая группа мирового уровня.

Да и сами ребята были не очень довольны этим альбомом.

В октябре 1991 г. "Blur" представили публике свою новую песню "Popscene", а в ноябре отправились в Нью-Йорк, чтобы впервые выступить в Америке.



He's a twentieth century boy
With his hands on the rails,
Trying not to be sick again
And holding on for tomorrow...
("For Tomorrow")

1992 год был неудачным для ребят. В начале года обнаружилось, что менеджер оставил их в убытках. Майк Коллинз был уволен, на смену ему пришел Крис Моррисон. В феврале "Blur" претендовали на звание лучшей британской группы, но награда досталась группе "Suede".

В марте вышел сингл "Popscene". "Blur" пытались изменить звучание, использовали агрессивные панк-мелодии, но публика все еще связывала их с умирающим стилем "baggy". В прессе появились негативные отзывы, второй тур по Америке был просто провальным. Ребята пытались забыть неудачи на музыкальном поприще с помощью алкоголя и наркотиков, но выступления в нетрезвом виде только подрывали их авторитет, и компания "Food Records" пригрозила "Blur" расторжением контракта, если они не возьмутся за ум.

Осенью "Blur" начали запись второго альбома. С ними снова работал Стивен Стрит. В декабре 1992 г. материал нового альбома был представлен руководству, и Дэвид Балф посчитал, что альбом недостаточно коммерческий и что нужно выпустить несколько хитовых синглов.

На Рождество Дэймон написал песню "For Tomorrow" в доме своих родителей, и в феврале 1993 г. запись нового альбома завершается. Последней стала песня "Chemical World", записанная на американском лейбле "SBK" и ориентированная на американских слушателей.

Damon Albarn

Дэймон Албарн

Второй альбом группы "Blur" - "Modern Life Is Rubbish" - был выпущен в мае 1993 г. Он достиг в чартах 15 места, получил неплохие отзывы в прессе. Группа вышла на совершенно новый уровень звучания, именно в этом альбоме впервые появились узнаваемые типично "блёровские" интонации. Самые известные песни из этого альбома: "For Tomorrow" (сингл вышел в апреле 1993 г., занял 28 место в чартах), "Chemical World" (сингл вышел в июне 1993 г., занял 28 место), "Sunday Sunday" (сингл вышел в октябре 1993 г., занял 26 место).

Однако альбом "Modern Life Is Rubbish" не имел заметного успеха ни в Британии, ни тем более за рубежом.

Уже в августе 1993 г. группа начала работу над песнями для следующего альбома. Интерес публики постепенно возвращался. "Blur" давали концерты в Британии, гастролировали в Японии и Америке.

В декабре продолжилась работа над новым материалом, и к февралю 1994 г. запись была завершена.



Street's like a jungle, so call the police.
Following the herd down to Greece - on holiday.
Love in the nineties is paranoid...
"Girls & Boys")

28 февраля 1994 года вышел сингл "Girls & Boys", сопровождаемый ярким клипом, и с этого момента началось восхождение "Blur" к вершинам популярности. "Girls & Boys" занял 5 место в британском хит-параде, а вышедший в апреле того же года альбом "Parklife" - 1 место. Пресса провозгласила альбом "классикой".

Синглы "To The End" (май 1994 г.), "Parklife" (сентябрь 1994 г.) и "End Of A Century" (ноябрь 1994 г.) заняли соответственно 16, 10 и 19 места.

Фил Дэниелс. И Дэймон с оконной рамой на заднем плане

Фил Дэниелс. И Дэймон с оконной рамой на заднем плане

В роли рассказчика в заглавной песне альбома выступил британский актер Фил Дэниелс (Phil Daniels). Он же снялся в клипе на эту песню. Клип получил следующие награды: Best Music Video - The Brit Awards (1995), Best Video - The NME Brat Awards (1995); участвовал в фестивалях: Participant - Edinburgh Film Festival (1996), Invited Participant - International Film Festival, Rotterdam (1997).

Стилистически разнообразный альбом с вызывающими, типично "английскими" песнями, высмеивающими жизнь в большом городе, сделал "Blur" суперзвездами в Британии. Дэймон пел с ярко выраженным английским акцентом (несмотря на то, что британские музыканты зачастую пытаются скрыть его, пытаясь добиться упеха в США). Альбом представлял собой настоящую галерею сатирических образов: обитателей офисов и завсегдатаев пабов, фанатиков гольфа и теленаркоманов. Потрясающие тексты и мелодии Дэймона в сочетании с виртуозной игрой на гитаре Грэма позволили "Blur" стать группой мирового значения.

"Blur" были невероятно популярны, их имена регулярно появлялись на страницах желтой прессы, и ребята были любимцами всей Британии. В декабре альбом "Parklife" был выбран "лучшим альбомом года" многими музыкальными журналами.

В 1994 г. в Японии вышел первый зарубежный альбом группы - "The Special Collectors Edition".

Альбом "Parklife" принес "Blur" множество наград. В феврале 1995 г. "Blur" стали первой британской группой, получившей сразу четыре награды "Brit Awards", к тому же в таких престижных номинациях как "Лучшая группа", "Лучший альбом", "Лучшее видео" и "Лучший сингл".

Blur Brit Awards

Blur на церемонии Brit Awards

На церемонии награждения Алекс сказал: "В школе я никогда не изучал игру на музыкальных инструментах. Заниматься музыкой для меня было скучнее некуда. Сплошная теория - никакого веселья. Так что вот что я вам скажу, детишки: возьмите свои альбомы "Oasis", "Blur", "East Seventeen", принесите их в школу и скажите: вот это и есть настоящая музыка, научите меня этому, я хочу знать именно это!"

В то же время Дэймон работал вместе с группой "Elastica" над их дебютным альбомом, который должен был появиться в 1995 г. Вокалисткой этой группы была Джастин Фришманн, девушка Дэймона и бывшая гитаристка "Suede".

Для работы над альбомом "Elastica" Дэймон взял себе псевдоним Dan Abnormal - Дэн Ненормальный, составив это странное прозвище-анаграмму из букв собственного имени.



I'm a professional cynic, but my heart's not in it.
I'm paying the price of living life at the limit.
("Country House")

Ободренные успехом, "Blur" записывали в феврале-мае 1995 г. материал для своего четвертого альбома.

Именно в 1995 г. началось великое бритпоп-сражение между "Blur" и "Oasis", о котором писали не только музыкальные журналы, но и все СМИ.

Фирменные кенгуровые прыжки Дэймона

Фирменные кенгуровые прыжки Дэймона

Первым синглом очередного альбома "Blur" стала удивительная композиция "Country House", повествующая о богатом бизнесмене, уставшем от городской суеты и живущем за городом на лекарствах и травяных ваннах. Сингл занял 1 место в чарте "Top 40", а вышедший в это же время сингл "Roll With It" группы "Oasis" - 2 место. В честь победы "Blur" лейбл "Food Records" устроил празднество, но Грэм не захотел присутствовать на нем и уехал на побережье - подальше от шоу-бизнеса.

Отношения между "Blur" и "Oasis" были более чем напряженными. Гитарист "Oasis" Ноэль Галлахер (Noel Gallagher) подлил масла в огонь, выразив в одном из интервью надежду, что Дэймон и Алекс "подхватят чертов СПИД и подохнут".

Альбом "The Great Escape" вышел в сентябре 1995 г. и получил восторженные отзывы. В этой работе Дэймон продолжил иронизировать над реалиями повседневной жизни британцев.

Украшением альбома стали печальная композиция "Best Days" и феерическая оркестровая "The Universal". Клип на песню "The Universal" (5 место в чартах) отличился как Top Ten Videos Of 1995 - The Chart Show, был номинирован на Best Music Video - The Brit Awards (1996).

Насмешливая композиция "Charmless Man" заняла 5 место в чартах, а песня "Stereotypes" - 7 место.

Клип "Country House" был номинирован на награду Best Music Video - The Brit Awards (1996), был удостоен награды International Managers Forum IMF Awards - British Music Roll Of Honour (1996).

Звездное тело в объятиях фанатов

Звездное тело в объятиях фанатов

"The Great Escape" стал великолепным альбомом, поражающим разнообразием музыкальных стилей. Однако большинство музыкальных наград в этом году достались конкурентам - группе "Oasis".

Между участниками "Blur" начались конфликты. В декабре 1995 г. они давали интервью журналу "Q" и позднее, в феврале следующего года, журнал опубликовал этот материал. В статье говорилось, что "Грэм ссорится со всеми и слишком много пьет, он считает, что Алекс становится беспокойным, Алекс и Дэймон не смотрят друг другу в глаза, Дэймон считает, что Алекс принимает слишком много наркотиков и заходит слишком далеко в своей звездной болезни, Алекс считает, что Грэм и Дэймон что-то имеют против него..."

В январе 1996 г. "Blur" гастролировали в Америке. Новый сингл "Oasis" "What's The Story (Morning Glory)" поднялся на вершину американских чартов с продажами 100 тысяч экземпляров в неделю, тогда как альбом "Blur" "The Great Escape" был продан в Америке всего в количестве 122 тысяч экземпляров.

Дэймон и Грэм часто ссорились, и стало ясно, что группе необходим отдых. В марте 1996 г. Дэймон уехал отдыхать в Исландию, эта страна ему очень понравилась и подарила надежду на обновление.

В мае 1996 г. в Японии вышел альбом "Live At The Budokan" с живыми концертными записями группы. Записи были сделаны 8 ноября 1995 г. на концерте "Blur" в Будокане.

В июне 1996 г. Грэм бросил пить, а в июле "Blur" вместе со Стивеном Стритом и группой "Pulp" отправились в Исландию, чтобы с новыми силами и в новой обстановке приступить к созданию нового альбома. Они осматривали достопримечательности, принимали геотермальные ванны, катались на лошадях и писали новые песни. Отношения между участниками группы улучшились, а в Англию они вернулись только осенью.

Читать далее: История Blur. Часть 2: Новое звучание



Поделитесь этой информацией с друзьями: